В Беларуси очень мало хороших продуктовых менеджеров (или Product Owners, или PO). Особенно их мало в сфере B2B. Ситуация в геймдеве или в B2C получше (со стороны), а вот в B2B полная жопа. Программисты есть, тестировщики есть, даже дизайнеры уже есть хорошие, а продуктовых менеджеров нет. Очевидное объяснение — продуктов мало, вот и PO мало. 80% компаний занимаются аутсорсом, PO сидят где-то далеко, используют скайп, раздраженно говорят на английском, когда слышат возражения от программистов, и на совещаниях тайком смотрят Silicon.Valley.S05.
И тут формируется порочный замкнутый круг. Продуктов мало → PO никому не нужны → PO мало → стартапов мало. Ну вот какие B2B продукты у нас стартовали за последние 5 перспективных лет? Hygger, разве что. Есть у вас еще примеры? Порочный круг надо где-то разрывать. Может быть и аутсорсеры уже не рады аутсорсить, а хотят продуктовые направления запускать. А PO нет.
Так что в этом посте я постараюсь описать свойства и качества PO. Вдруг кто-то прочитает и захочет войти в профессию? Сразу скажу, что у меня нет учебного курса за пазухой, а только качества и навыки, которые PO нужны.
Фактически PO пересекает знания многих ролей: бизнес аналитика, дизайнера, продавца и программиста. Очевидно, он вряд ли может быть хорош во всех этих областях, но он хотя бы должен быть неплох в них. Поэтому хорошие PO получаются из людей, которые любят копать широко, и не особенно любят годами вгрызаться в бетонные перекрытия одной дисциплины. PO получаются из лис, а ежикам лучше заняться чем-то другим.
Это я после 4 собраний
PO обязан быть доменным экспертом. Если же он часто скачет по доменам, то довольно сложно эту экспертизу насобирать. Если вы занимаетесь, скажем, системой управления проектами, то нужно в совершенстве понимать управление проектами и поработать, черт возьми, менеджером. Если ваш продукт призван облегчить жизнь разработчиков, то вы должны поработать разработчиком какое-то время. Если вы занимаетесь софтом для похоронных бюро, нужно отлично понимать этот непростой и вечный бизнес. Et cetera ad infinitum.
Нужно уметь выхватывать тренды, чувствовать движение рынка и создавать стратегию продукта. У вас должен быть четкий ответ на вопрос, куда все двигается и куда двигается продукт. Он может быть совершенно ошибочный, но он должен быть. Нет ничего хуже нерешительного и вялого PO, который всегда со всеми соглашается. В таком случае продукт или болтается на рынке, как говно в проруби, или расплывается маслянистым пятном по водам мирового океана. Лучше сильно долбануть в одно место и ошибиться, чем растекаться в надежде избежать ошибок.
Каждый PO в душе дизайнер. Он немного завидует дизайнерам, потому что не может нарисовать клевые иконки или создать готовый макет в Sketch, но в технических и системных вопросах он может дать дизайнерам фору. Дизайн систем — крайне важная часть экспертизы PO.
У хорошего PO оно есть. Он должен отличать красивое от некрасивого, удобное от неудобного, сложное от простого, приятное от неприятного. Все это приходит с опытом, но чувство вкуса нужно разрабатывать и тренировать в музеях, новых городах, книгах и системах. Нужно изучать самые разные системы, разбираться, как они работают, находить там недостатки и достоинства, постоянно анализировать весь софт, с которым вы работаете. Наблюдение и рефлексия — ваши друзья.
PO должен бегло рисовать скетчи на доске, собирать прототипы на коленке, владеть стилусом и глазомером. Ему нужно уметь доносить свои идеи и решения до окружающих, и это лучше всего делать через картинки и синхронную речь. Не нужно стесняться рисовать, не нужно извиняться за кривые линии, нужно тренироваться и покрывать доску вайрфреймами с огромной скоростью.
Все понятно
Хороший PO чувствует боль, когда пользователь обнаруживает проблему в продукте. Ему очень хочется все исправить и сделать хорошо. PO никогда не бывает равнодушным, даже если это 2000й баг в системе. Он может притворяться спокойным и делать вид, что все этого его уже не трогает, но на самом деле его разрывает от желания помочь. Тут важно не сойти с ума, потому что на 3000-ом баге становится тяжеловато, а на 4000-ом иногда возникает желание сдохнуть. Но потом проходит.
PO должен понимать распределения, строить красивые графики и уметь их объяснять тремя способами. Ничего сложного тут нет. Даже если PO законченный гуманитарий, он может постичь основы статистики. Ну а если не может, то лучше пойти работать по специальности. Что поделать.
Нужно понимать, о чем они говорят
Лучшие PO много и обширно разговаривают с пользователями. Они выясняют их привычки, ожидания и проблемы. Они выходят в поля, звонят, встречаются и все записывают. К сожалению, при этом сложно не поддаваться эмоциям и не обещать сделать все завтра. Нужно уметь воздерживаться от обещаний и примерить роль накопителя информации. Ваша задача — собрать как можно больше информации и подвергнуть ее анализу. А у вас эмпатия. И это тяжело…
PO нужно уметь понимать разработчиков и подниматься на их уровень (хотя бы иногда). Он должен понимать процессы разработки, ощущать эфемерность эстимейтов, чувствовать технический долг и уважать состояние потока. В идеале PO должен уметь программировать, но видимо я начинаю хотеть от PO слишком многого.
Видение нужно доносить, и лучше всего это работает через разговор. Нужно уметь работать с аудиторией, убеждать, вдохновлять и объяснять. Очень сложно делать продукт, если тебе никто не верит и не попадает под действие reality distortion field. Мало кто умеет его создавать, но нужно же пробовать. Вдруг получится.
Лучший способ стать PO — запустить свой продукт. Все перечисленное выше постепенно придет. Или нет.
P.S. У меня для PO есть небольшая подборка книжек. Но в скором времени я собираюсь создать более последовательный и детальный гайд по вхождению в эту непростую, но веселую профессию. Если выдержу появление 5000-го бага.