Подавляющее большинство людей в той или иной степени тщеславно. Я не исключение. Мне нравятся лайки (или сердечки) под постами в фейсбуке. Мне нравятся позитивные комментарии под моими статьями. Мне безусловно нравится, когда со мной соглашаются и говорят “Как ты клево все придумал! Офигенная идея!“ Человеку вообще сложно реагировать на такие вещи нейтрально. И все бы ничего. Но…
Но где-то есть грань, которую нужно видеть и нельзя переходить. Ты вдруг начинаешь высокомерно отвечать несогласным или высмеивать их, срывая аплодисменты окружающих. Или начинаешь опасаться сказать что-то радикальное, потому что пост не соберет приятных лайков. Или банишь людей в своем аккаунте. Или на волне успеха стремишься познакомиться с как можно большим количеством влиятельных людей и всем вокруг рассказывать, что ты почти пожал руку Президенту. Или увольняешь тех, кто не особенно боится высказать тебе негативный фидбек (никогда так не делайте).
Способ устоять перед всем этим один — честность и осознанность.
Иногда мне кажется, что внутри меня работает сенсор. Этот сенсор постоянно отслеживает все мысли, которые генерирует мой мозг, и ставит на них теги “говно”, “норм”, “клево, запомнить”. Это на самом деле так. Признаюсь вам честно, что теги “говно” штампуются во мне довольно часто. Вот реальные случаи из жизни.
Еду я на машине по кольцу, и впереди в третьем ряду кто-то шуршит на старом опеле 89. Сразу мелькает “какого хрена, мало того, что денег на машину нет, так еще и тащится на ней в третьем ряду”. Сенсор немедленно ставит на эту мысль тег “говно”, потому что по деньгам нельзя оценивать людей. Или в приватной беседе я упоминаю какое-то приятное знакомство с известным человеком. Просто так упоминаю, без всякой надобности. И сразу же получаю “говно” на этот поступок, потому что захотел щегольнуть и повысить собственную значимость. Или увлеченно начинаю писать едкий ответ Гулевичу на его ироничный, но правильный комментарий. Перечитываю, получаю тег “говно”, удаляю и ставлю вместо этого Гулевичу лайк (или сердечко), потому что все правильно сказал же.
Такая постоянная рефлексия помогает не врать самому себе и постепенно избавляться от говна. Я сейчас гораздо лучше прислушиваюсь к другой точке зрения, перестал понтоваться дорогими часами и не ношу их вообще, не участвую во всяких пафосных конкурсах, а также искренне ненавижу лесть. От тщеславия невозможно избавиться, но его можно замечать и огораживать.
Если переносить все это на рабочие отношения, то любой руководитель должен создавать условия для противодействия тщеславию. Практики могут быть такими: