В таком посте сложно не скатиться в пафос и быть откровенным. Я попробую, но не уверен, что получится. Потому что страх такая штука, о которой не очень хочется думать.
Я в жизни боялся очень многих вещей. Боялся знакомиться с девушками. Боялся, что ничего не получится в первый раз (ну и не получилось). Боялся новых компаний и не знал, как там себя вести. Боялся экзаменов, поэтому обычно очень хорошо готовился. Боялся пробовать что-то новое (к примеру, я не мог представить себя на йоге). Боялся выглядеть глупо в глазах окружающих. Боялся, черт возьми, говорить на английском с потенциальными клиентами. Боялся общаться на конференциях и всячески избегал айс-брейкеров. Боялся публичных выступлений.
Сейчас практически все эти страхи исчезли или стерлись. Иногда мне, конечно, всё еще снится сон о сложном экзамене завтра, о котором я узнаю совершенно неожиданно и сильно удивляюсь во сне, почему это директор компании завтра должен сдать какой-то экзамен? Интересно, что во сне всегда находится какое-то логическое объяснение, экзамен надвигается, и я просыпаюсь в некотором смятении. Но в основном все эти страхи меня уже не беспокоят.
Есть, конечно, фундаментальные страхи.
Я боюсь остаться без семьи. Потому что она, вероятно, является для меня главными источником счастливых минут. Поэтому при угрозе здоровья любому близкому человеку я немедленно поставлю эту проблему на первое место в своей жизни. Я боюсь заболеть раком. Это иррациональный страх, с которым я постепенно справляюсь, но иногда он прорывается наружу без всякой очевидной причины. Я боюсь физических страданий и боли, хотя сейчас у меня появляется ощущение, что через медитацию с этим можно справиться.
И все же мне кажется, гораздо более важно, чего я не боюсь. Свобода — это отсутствие страха.
Я не боюсь остаться без денег. У меня уже было время, когда я жил на $20 в месяц, и не сказать, что оно было менее счастливым, чем сейчас. У меня нет особых кулинарных изысков, я могу долго питаться овсянкой и гречкой. Меня не особенно вдохновляют крутые рестораны, хотя я там бываю. Прогулка с женой по Уручью доставляет мне примерно такое же удовольствие, как прогулка по улицам Парижа. Мне не очень важно иметь огромную квартиру или крутую тачку. Я довольно презрительно [edit: равнодушно] смотрю на понты, крутые часы и золотые цепи. Меня не заботит материальное обеспечение детей — это их собственное дело. Я не окружаю себя роскошью и живу по средствам. Деньги — это удобно, к ним быстро привыкаешь. Но мне гораздо более важен внутренний мир, чем внешний. Так что в случае чего я спокойно смогу прожить на доходы от рекламы в блоге (хаха).
Я не боюсь потерять компанию или облажаться в бизнесе. Я не буду спасать бизнес любой ценой, пожертвовав собственными убеждениями и принципами. Возможно, это достаточно недальновидная позиция. Но я не смогу жить с самим собой в мире, если начну, скажем, манипулировать людьми, скрывать важную информацию или превращать компанию в соковыжималку. Возможно, только так и создаются великие компании, типа Amazon или Apple. Если это так, то мне не суждено создать ничего стоящего даже по меркам Беларуси. Но я все же надеюсь, что это не так. Я искренне считаю, что можно создать крутую компанию на принципах, которые мне близки. Хотя, вероятнее всего, это гораздо сложнее.
What did we learn, Palmer?
Я не боюсь признавать ошибки. Мне кажется, удивительно большое количество людей боятся этого. Мне не понятно, как они в таком случае учатся. Признают для себя, но отрицают публично? Не знаю. Я думаю можно без труда сочетать уверенность в себе и открыто признавать сотни совершенных ошибок. Я выяснил, что к 40 годам можно совершить их безумное количество. У нас для ко-фаундеров есть канал в Slack, обычно он называется HEAD. Но было время, когда мы переименовали его в BUTTHEADS. Сейчас он называется 5ive. Но, чует моё сердце, предыдущее название можно возвращать.
И еще. Я боюсь потерять в нашей компании вот это ощущение.
Фото Анны Верес на конференции TauConf 2018
P.S. Я ничего не сказал о том, что страх может быть неплохим мотиватором, но это уже другая история.