О честности писать сложно. Очень легко удариться в пафосные фразы и надеть на голову корону. Но надо попробовать. Сегодня нет вдохновения, поэтому рандомно выпала вот эта тема из списка сохраненных. Надеюсь, текст не превратится в труп до последнего абзаца. А если превратится, значит судьба. Такие дела.
Я стал относительно честным лет в 10. Что значит относительно? Например, я никогда не обманывал в Монополии и частно заведовал банком. Я никогда не обманывал в карточных играх и вообще всех других играх. Такой обман уже в детстве казался мне низким поступком, хотя я не особенно задумывался об этом. Сейчас мне кажется, что я не обманывал там, где это давало мне какое-то преимущество.
Конечно, я не всегда говорил правду родителям (у детей должны быть свои тайны) или учителям. Я мог стырить у бабушки из кошелька 15 копеек (в отдельных случаях доходило до рубля). Один раз я выкрал из магазина книжку стоимостью 5 рублей, спрятав ее за пазухой, за что мне потом было ужасно стыдно. И сейчас я думаю, что именно этот поступок сделал меня гораздо более честным человеком. Я, насколько себя помню, не обманывал друзей и не пытался использовать асимметричность информации для собственной выгоды.
К счастью, я не являюсь уж очень прямым человеком, поэтому честность не испортила мне жизнь. Часто нет никакого глубокого смысла в проявлении радикальной честности. В беседе с малознакомым человеком я часто говорю то, что он хочет услышать, либо ухожу от конфликтной ситуации. Например, я редко обсуждаю религию, избегаю политических споров, и практически никогда не пытаюсь влиять на мировоззрение собеседника. Обычно такие беседы не заканчиваются ничем положительным. Мне кажется, что сочетание честности и прямоты — совершенно убийственно для человека. Никто не любит капитана Смоллетта.
Насколько полезна честность в бизнесе? Судя по всему, крайне вредна. К примеру, честность заставляет сразу раскрыть все карты в переговорах. Переговоры обычно являются сложной игрой, в которой есть свои правила, обычаи и каноны. Я практически никогда их не соблюдаю. С одной стороны, это не позволяет выжать из переговоров больше. С другой стороны, потом не будет никаких сюрпризов. Я обычно не пытаюсь чего-то скрыть или представить в более позитивном свете, чем на самом деле (хотя иногда осознанно это делаю, но редко). Стану ли я когда-нибудь мощным переговорщиком? Не знаю. Но думаю что нет.
Я ненавижу торговаться и крайне редко это делаю. На самом деле, тоже крайне вредное качество для любого руководителя. Обычно можно выбить более низкую цену за любую услугу, софт или оборудование. Но вот не могу я начать этот процесс и все тут. Мне почему-то кажется, что люди всегда выставляют окончательную цену и торг будет просто нечестным поступком. Почему я так думаю — непонятно.
К сожалению, честный анализ ситуации обычно выглядит пессимистичным, потому что внимание людей фокусируется на проблемах. От меня не веет ура-патриотизмом. Я искренне считаю, что любой предприниматель должен быть законченным оптимистом. Он должен быть уверен в успехе на 100% даже тогда, когда корабль идет на дно и на борту осталось всего несколько верных людей. Иначе невозможно создавать новое. Но оптимизм и честность довольно плохо сочетаются друг с другом.
Однако честность имеет очень положительный момент — она формирует доверие. Когда люди понимают, что ими не пытаются манипулировать, их не пытаются нагреть на каждой мелочи, из них не пытаются выжать продуктивность и заставить работать бесплатно — они начинают тебе доверять. Более того, они начинают доверять друг другу. И для меня это важнее всех остальных недостатков честности.