Я заметил, что моя работоспособность невероятным образом повышается в критические и негативные моменты жизни, если этот негатив идет извне. Это, кстати, полностью согласуется с Русской моделью управления и работает даже в мелочах.
Например, после размолвки с женой я люблю запираться в кабинете и что-то увлеченно делать часа 3–4. Наверное, таким образом сознание хочет войти в состояние потока и отвлечься от неприятных размышлений. А сфокусированная работа для такого очень даже подходит.
Еще меня прекрасно мотивирует негативный фидбек или фразы типа “ничего у вас не получится, эта задача слишком сложная”, “вы никогда это не выпустите” и “хахаха, ну и херню вы тут делаете!”. Услышав столь чудесную оценку, внутри меня рождается рябь возмущения, которая переходит в волны внутреннего диалога “Ах так? Да пошли вы в жопу. Вот возьмем и сделаем. Приходят тут всякие и говном поливают. Поливать в ответ смысла нет, так что делами нужно отвечать, делами. Поэтому возьмем — и сделаем.” Короче, мотивация “на слабо” вполне на мне может прокатить.
Мои любимые ситуации — кризисные. Это звучит довольно дико, но лично я после первого непродолжительного периода грусти с удовольствием нахожу пути решения проблем, фундаментальных перестроек и новую цель.
В связи с этим мне довольно сложно долго и продуктивно работать, когда все примерно одинаково — вот это реально худшая ситуация. Все вроде бы и не плохо, но и не очень хорошо. Средне. И все так стагнирует потихоньку. Радикальные перестройки никто особо не готов проводить, потому что ну неплохо же. Тут чуть-чуть подкрутим. Там чуть-чуть улучшим. Главное — не поломать и не сделать хуже. И тянется вся эта “нормальная” ситуация, непостижимым образом высасывая соки и снижая удовлетворенность работой. Я это просто ненавижу. Ты незаметно превращаешься в человека, которого устраивает это неспешное вращение вокруг нормы. А потом все. Конец.
Вот что я думаю. Когда внешних кризисов не хватает, то в такой ситуации нужно создавать кризисы искусственно. “Нормальная” ситуация разлагает культуру компании и снижает мотивацию гораздо быстрее, чем кризисная.
Как создать искусственный кризис? Есть масса простых способов. Например, можно радикально поменять рабочий процесс. Люди охренеют, сначала все станет хуже, а потом что-то заработает, но скучать точно не придется. Или можно радикально поменять цель. Это тоже неизбежно вызовет череду изменений во всех аспектах жизни компании. Можно стартануть несколько безумных новых продуктов. Можно дать полную свободу и посмотреть, что из этого получится.
Вывод компании из “нормального” режима любым способом — одна из главным задач руководителя. На это сложно решиться, потому что все это попахивает иррациональным поведением. Но нет ничего хуже стагнации.